Новые инструменты внутреннего PR: как пережить кризис в сильном составе

18 Марта 2016, Пятница

Главный редактор журнала «Пресс-служба» и автор блога Supersales Тимур Асланов порассуждал на тему того, что привычный арсенал служб внутреннего PR морально устарел и для новых условий нужны новые методы. Перемен требуют наши сердца!

Спросите у вашего поисковика про инструменты для внутреннего PR – и будете зевать через пять минут. Арсенал будет очень скудным: внутренняя пресса; общие собрания и тренинги; всестороннее информирование об изменениях, задачах, решениях, кризисах; интранет и обучение.

Предлагаю его расширить и сделать жизнь сотрудников (а также PR-отдела) чуть веселее. Посмотрев лучшие практики внутреннего пиара за последние пару лет, я собрал несколько свежих идей, которые в России почти не используются. Они особенно пригодятся в трудные времена, когда доски почета и мотивирующие речи на общих встречах уже начали всех раздражать.

Ставка на команды, а не на отделы

Исследовательское агентство PGI устроило огромный опрос в социальных сетях и подтвердило то, что лежало на поверхности: для большинства современных людей коллеги – это вторая семья. 71% от тысяч опрощенных людей, которые родились после 1980 года, хотят работать с людьми, о которых им хочется заботиться.

У вас наверняка есть друзья, которые не хотят увольняться со старой и не очень прибыльной работы только потому, что сработались со своей командой? У меня вот есть.

О том, как сколотить команду, можно написать две энциклопедии, но давайте ограничимся двумя пунктами:

  1. У команды есть одна цель, которая точно сформулирована и разъяснена каждому участнику. Приведу пример: если кто-то в кафе варит кофе, кто-то подает пончики, кто-то бронирует столики – это коллектив, но не команда. А вот если бариста, официант и администратор работают над тем, чтобы кафе было уютным и дружелюбным, то это уже похоже на командный дух.
  2. Задачи, которые ведут к достижению командной цели, обсуждаются сообща. Даже если цель – сделать кафе уютным, а задача – нарисовать брошюрку к 8 марта.

Оба пункта можно обобщить: никогда не упускайте из виду общую картину и общую цель. Сделайте их очевидными для всех.

Один из самых известных примеров – компания Siemens, в которой сейчас работает почти полмиллиона человек. Как говорят представители компании, их результаты – это заслуга внутреннего пиара. Им удалось заразить одной целью весь народ, который вполне сойдет за население отдельной страны.

По словам Шелли Браун, главы отдела внутренних коммуникаций Siemens в Северной Америке, их план прост: «Разъяснить цели компании каждому конкретному сотруднику и создать между ними резонанс».

Мессенджеры

«Я верю, что любой инструмент, который усиливает связь между людьми, в конечном итоге заставит их учиться друг у друга».
Билл Гейтс

Чтобы командный дух крепчал, его нужно вывести за пределы офиса. Самый быстрый способ это сделать - социальные сети. Хэштег «для своих» способен творить чудеса. Но еще больше магии - в чатах на платформах популярных мессенджеров. Параллельно с чатами для рабочих задач полезно создать чат для шуток, дурацких новостей, приглашений и организации внеплановых корпоративов.

Пиар-менеджеру придется потрудится, чтобы раскрутить коллег на неформальное общение: эти ребята ни за что в жизни не скинут в чатик смешную картинку, пока пиарщик не скинет туда сто уморительных шуток, на которые просто нельзя не отреагировать. Зато потом коллег будет не остановить.

Сейчас веселые чаты в мессенджерах используют и IT-компании вроде Enplug, и инженерные гиганты вроде MTU. Так что решайтесь.

Брейнштормы нового уровня

Если дела у компании идут плохо, обязательно расскажите об этом коллегам: с деталями и прогнозами. Сделайте упор на перспективы.

А если за этим не стоит никакой государственной тайны, то попробуйте обсудить текущее положение дел вместе с коллегами. Позовите парочку мастодонтов - сотрудников, которые с вами уже не один год. И еще пару свежих ребят, которые еще могут посмотреть на все со стороны. В таких обсуждениях рождаются нестандартные решения, способные что-то поменять.

К тому же, здесь в ход идет один из основополагающих принципов внутреннего PR: уважай мнение коллег, прислушивайся к нему как к себе. Не стоит этот принцип забывать.

Погружение в отрасль

Команда - это не только часть компании, но и часть отрасли. В отрасли, как правило, постоянно что-то меняется, постоянно появляются новые интересные проекты, решения, разработки. Все это очень интересно, но часто упускается из виду из-за приоритетности внутренних задач.

Поощряйте коллег обмениваться внутриотраслевыми темами: в интранете или в социальных сетях публикуйте свежие новости, которые касаются вашей сферы напрямую. Рассказывайте об успехах конкурентов. Делитесь в соцсетях постами сотрудников, которые выложили у себя на страницах интересные ссылки на контент из вашей сферы.

Кстати, погружение в отрасль - хороший способ сплотить команду. Неформальное общение начинается именно с обмена новостями, которые отдаленно связаны с работой.

Метрики

«Все, что измеряется и наблюдается, рано или поздно становится лучше».
Боб Парсонс, основатель GoDaddy

Измерьте все, что можно измерить. В прямом эфире покажите, как меняются эти показатели. Убедите сотрудников, что они прямо здесь и сейчас влияют на то, что происходит с компанией – то есть, влияют на свои зарплаты, на свои проекты, на свою жизнь. И это станет самой интересной игрой, в которую им приходилось играть. От такой не оторвешься.

Самое интересное, что можно измерить – это KPI. Один из способов его измерять в режиме live -инструмент Geckoboard. C его помощью красиво меняющуюся статистику можно легко вывести на экраны телевизоров и компьютеров. Не забудьте рассказать сотрудникам, зачем это делается.

Сюда можно добавить скорость закрывания задачек в таск-менеджере, рост акций компании, количество посещений сайта или количество заказов. В общем все, что сделает работу похожей на игру.

Совет: а если ставить конкретные цели на месяц или квартал, то можно воочию увидеть, как ваша команда делает пятилетку за три года. Не забудьте про поощрения.

Идеефилия

«Наше секретное оружие – открытая и честная обратная связь от всей команды. Мы всегда знаем, что работает, а что не работает, еще до того, как сделаем релиз».
Джина Лоу, HelloSign

Еще раз напоминаю ключевой принцип внутреннего PR: всегда показывайте сотрудникам, насколько они ценны и хороши в своем деле. Один из способов это сделать – наладить поток идей и их реализаций. То есть, покажите своим командам, что их идеи полезны, и вы готовы тратить время-деньги на их воплощение. Покажите, что вы верите в своих ребят.

Начните с малого: предложите коллегам придумать, как улучшить рабочее пространство вокруг них. Скорее всего, большинство идей будет довольно легко воплотить. И тем самым показать, что вы помните про обещания и слышите хорошие мысли.

Если в компании будет кризис, собрать смелую команду для его преодоления будет гораздо проще.

В качестве примера вспомним Яндекс. Его сотрудники управляют жизнью всей компании: они решают, какие цветочки растить в горшках на кофепойнтах и какие сервисы запускать в следующем квартале. Между тем, это вторая по стоимости компания в Рунете (в 2016 году ее оценили в $4,3 млрд).

Антикризисные меры

Внутренний PR – это не только про любовь к работе, но и про трудные времена. Они бывают у любой компании: провалы на рынке, массовые увольнения, смена деятельности или управляющего состава, изменения в структуре.

Для трудных времен нужен особенный план.

Баланс

Если кризис связан с увольнениями, ограничениями и жестким управлением, постарайтесь выдержать баланс или даже склонить весы в положительную сторону. Каждое неприятное решение начальника уравновешивайте хорошими новостями: о результатах работы, запуске новых проектов, новых возможностях, успехах отдельных сотрудников.

Прозрачность

Чаще всего сотрудники осуждают не сами действия начальства, а то, что их ставят перед фактом. Слишком часто коллективы узнают важные для себя вещи из обычных новостей. Если человек работает в компании 3 года или 10 лет, он, пожалуй, имеет право знать, что где-то что-то пошло не так.

Скрывая что-то от коллег, помните - у них есть много инструментов, чтобы отомстить за это. Пример - английская компания HMV, которой принадлежит сеть популярных сувенирных магазинов. Когда у нее началась серия увольнений, работники захватили твиттер и возмутились на этот счет (а твиттер компании читают 60 000 человек).

Прозрачная работа всех отделов - это сложная вещь, на привыкание к которой требуется несколько месяцев систематической работы. Заведите правило: пусть каждая команда делает презентации для ежемесячной или еженедельной отчетности перед другими отделами. Пусть руководство не будет исключением. Когда все будут на равных в знаниях, тогда все будут на равных и в ответственности.

Взгляд в будущее

Рассказывайте больше про планы и новые проекты, про то, что предстоит сделать и как в этом будут участвовать ваши люди. Если у человека есть задачи, он будет чувствовать себя нужным. И будет работать в полную силу вместо того, чтобы поддаваться панике.

Прочитали? Что дальше?

Хотите более глубокого разговора про внутрикорпоративный пиар и не только? Вам нужны новые актуальные инструменты для PR-работы в условиях меняющегося рынка? Станьте участником общероссийской практической конференции "Эффективная пресс-служба": три дня очень плотного погружения в тему связей с общественностью, более 20 спикеров, только практические инструменты для пиарщиков.

Программа и регистрация: здесь