ЭПОХА ЧУВСТВОВАТЬ или ЧЕМУ Я НАУЧИЛАСЬ У ПОКОЛЕНИЯ Z

14 Декабря 2015, Понедельник

Новые люди и новые коммуникации – моя любовь и боль последних двух лет. Тема Дней PR 2015 и исследование РАСО «Как поколение Z воспринимает информацию» сподвигли на гугление поколенческих рамок и характеристик. Сделала вывод, что я и не в миллениалах, и не в Z, а зависла где-то между. Этот текст - выжимка выводов, взаимодействий и наблюдений, сквозь поколения, страны и культуры. Без претензии на объективность и универсальность и с благодарностью вдохновителям.

1. Вся жизнь – PR

Заметила, что связи с общественностью - это уже не профессия и не институт. Это условие бытийности. Вообще профессии больше нет, как нет и чётких дисциплинарных рамок и специальностей. Есть набор знаний и навыков, которыми я могу делиться, которые я могу продавать или менять на что-то, отдельно или системно. Чем качественнее набор, тем более инновационно действуешь. Когда у тебя «непрофессия», твой профиль – это твои связи с общественностью. Причём не нетворкинг, и не стопка визиток и тысячи френдов в фейсбуке, а то, ЧТО, КАК и КОМУ я отдаю и ЧТО, КАК и ОТ КОГО получаю. Тогда твой офис – это твои человеческие сети, твоя должность – это то, что ты представляешь в своих сетях. Тогда ты делаешь то, что ты любишь и умеешь лучше всего. А то, что ты не любишь и не умеешь, делают те, кто это умеют лучше тебя.

Засада: что если, работая на компанию, тебе нужно делать то, что к твоей «непрофессии» не имеет отношения?

Поколение Z научило меня, что тогда надо просто действовать по чёткой инструкции, не усердствовать особо и не доводить до идеала – всё равно идеала не получится. Другое поколение научило меня, что тогда надо индустриальный менеджмент поменять на другой: спрашивать, а не ставить задачи. Описывать, а не называть.

2. Контакт – не обязательно актив

Заметила, что есть чудеснейшая практика делиться контактами внутри профессиональных сообществ – «подскажите журналистов, которые пишут на темы ХХ, кто представляет пресс-службу ХХ?» Есть другая: «Давай я тебе дам контакт ХХ, а ты мне за это ХХ». Есть ещё такая: «Это мой эксклюзивный контакт».

Засада: почему эксклюзивность приписывается контакту? Ценность же не в номере телефона, имейле и т.д., а во взаимодействии, в контакте как процессе, а не источнике.

Поколение Z научили меня, что, когда контакт перестаёт быть продуктом и становится отношением, возникает интеллектуальный актив коммуникатора. Базы СМИ, номера телефона и имейлы – это информация. Её так много вокруг, что она уже теряет свою ценность. Ценность появляется, когда информация соединяется с коммуникатором, когда именно я\ты\он или она узнаём/спрашиваем/договариваемся.

Придавать значение не контактам, а своим коммуникативным качествам.

3. Коммуникации - интегрированные и интегративные

Заметила, что заголовки зарубежных «лайфхаковских» материалов об управлении и коммуникациях напоминают колонку некрологов: “маркетинг умер”, “стратегия умерла”, “HR умер”, и далее по списку. Сделать перепись всего, что умерло, возродилось, соединилось и трансформировалось – будет концепт-мэп новой коммуникативной эпохи. Я, начитавшись умных книжек, называю её гипертекстовой. Она очень похожа на племенную коммуникационную культуру: быстрая, гибкая, коллективная. Припудрим это глобальностью всего на свете, волатильностями, биг датами, коммьюнити и прочим – вуаля, интегрированные коммуникации.

Засада: а что, если в новой эпохе сменилось само значение коммуникатора? Когда коммуникации интегрированные, то интегрированы они в стратегию того, кто их инициирует. А когда технологии позволяют кому угодно стать инициатором, то зачем быть аудиторией, когда можно создавать свои коммуникационные пространства? Не интегрировать коммуникации В, а интегрировать ВОКРУГ (себя/своих интересов/своих целей).

Поколение Z научили меня понимать модель коммуникации в новую эпоху не со слов «источник информации», а со слов «человек в информационном поле». Тогда, если каждый может создавать свои коммуникационные пространства, коммуникации могут быть ИНТЕГРИРОВАННЫМИ В и ИНТЕГРАТИВНЫМИ ДЛЯ. «Если вы подходите в мою коммуникационную картинку, я и вовлекусь, и интегрирую ваши месседжи и контент, и даже добавлю свои, расскажу вам, и сама начну продвигать». Так начинаешь смотреть в сторону экспертности, кодов знаний, сотворчества, простоты и быстроты коммуникаций и интеграции их в собственную цепочку ценностей и социальных связей.

Думать в обе стороны: как интегрировать коммуникации и чтобы «донести» «собранное», и чтобы «собрать» то, что «приносят» другие.

4. Образование – это стратегическая коммуникация

Заметила, что, когда студенты выбрали меня лучшим преподавателем НИУ ВШЭ, это была похвала скорее в их адрес, нежели в мой. Дело в том, что я никогда не ПРЕПОдавала. Я давала им свои знания и спрашивала о том, что знают они. Вместе мы создавали смыслы. Без ПРЕПОдготовки. Суть "образовательного процесса" - это образование новых смыслов и взаимосвязей (теоретических и прикладных). Смыслы образуются в результате коммуникации и есть продукт нашего коллективного разума.

Засада: как мне измерить эффективность нашей коллективной коммуникации?

Поколение Z научили меня, что, коммуницируя в группе, мы провоцируем смыслообразующие изменения. Образование - это стратегическая коммуникация со своим уникальным вектором. Я не могу измерить её эффективность тестами и экзаменационными вопросами. Результат – не в том, чтобы выставить оценку, а в том, чтобы понять, что стало по-другому.

Измерить длину и вектора изменения всех участников процесса, студентов и преподавателей.

5. Время - чувствовать

Заметила, что поколение Z требует уважать их свободу выбора, самостоятельность. Или, скорее, мы так это называем. Может, на самом деле поколение Z тонко чувствует смену эпох и просто знает, как правильно поступить/выбрать/скоммуницировать? Свобода выбора – понятие статичное. Свобода выбора предполагает объективно существующие опции. А это предполагает, что выбор основан на сравнении опций. И, наверное, эти опции должны быть известны.

Засада: на смене эпох, когда всё приходит в состояние турбулентности, старые опции не работают, а новые опции ещё не придуманы, как выбирать?

Поколение Z научили меня, что выбирать не нужно. Нужно чувствовать. И, если разрешить просто чувствовать и сказать «Вам Можно», они станут источником идей, решений, инсайтов и чего то ещё, о чём мы ещё не знаем. Может, поэтому коммуникации «оженствляются»?

Если чувствовать, куда ведут перемены – послужной список и звёзды на погонах не требуются.

Ваша. Саша (Александра Ендальцева, Fellow, Erasmus Mundus JDP “Dynamics of Health and Welfare”, Франция. Преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ. Член экспертного сообщества KM Alliance)