Эпоха Z

03 Декабря 2015, Четверг

Поколению Z присущи два понятия, принципиально отличающие их от нас: скорость и свобода. Не учитывать их в коммуникациях, значит увеличить пропасть между «нами» и «ними».

Скорость – это принятие решений. Для поколения Z нет вселенского чувства времени, они живут «здесь и сейчас». Это значит, что дэдлайны сокращаются с нескольких месяцев не до нескольких недель, а «с сегодня на завтра». Приходит время не долговременных проектов, а краткосрочных этапных задач, возможных для быстрого выполнения.

Скорость – это технологии. Для поколения Z Соединенные Штаты Америки – это не 8000 километров, а один клик в скайпе, отправить сообщение – не написать e-mail, а голосовой набор смс, изучить историю искусств – не прочитать книгу, а прокликать онлайн курс в YouTube. Это значит, что мы должны поймать их темп и держаться его. Не ждать студентов на консультацию в аудитории университета, а общаться в скайпе, не заставлять распечатывать курсовую, а принимать ее онлайн, не запрещать на лекциях пользоваться смартфонами, а показывать тут же кейсы на них.

Скорость – это простота. Нет смысла ожидать от эпохи Z трудов Толстого. В университетах жалуются на непонимание аспирантами сути исследовательской работы: они не готовы наблюдать годами за процессами, а хотят результатов через несколько недель. Также студенты-гуманитарии не готовы к длительным опросам и их обработке, основывая кандидатские на поверхностях выводах. У ВАКа есть ощущение потери качества. А может, это просто другое качество, которое нам неизвестно и к которому мы не привыкли? Значит, нам нужно менять критерии оценки результата.

Свобода – это желание. В СССР у молодежи была идеология. На смену ей в «нулевых» пришла апатия. У нового поколения нет глобальных идей, но есть желание создавать собственный мир, в котором будет комфортно. И они это делают с энергией, увлеченностью и горящими глазами. А значит, нужно «ловить волну» их желаний и желать вместе с ними.

Свобода – это решения. Поколение Z готово участвовать в инициативах и принимать решения самостоятельно. У них нет культов, экспертов и авторов, с которых надо брать пример, они сами для себя авторитеты. А это значит, что в коммуникации с ними нам надо спуститься с пьедесталов, встать на одну ступеньку с ними и брать с них пример. Есть в чем.

Свобода – это талант. Как в эпоху постмодернизма в искусстве стерлись стили, так и в эпоху Z стерлись границы деления талантов по дисциплинам. Новое поколение междисциплинарно. Именно поэтому с ними скучно и неэффективно обсуждать скульптуру или графику, кардиологию или дерматологию, флору или фауну. Они смотрят на мир широко раскрытыми глазами, и фокус зрения охватывает ряд дисциплин одним взглядом. А это значит, что нам нужно соединять свои таланты, как в фотошопе, в один слой. И открывать в себе талант думать и говорить обо всем одновременно.

Итого, мы получаем решительных, самостоятельных, готовых к экспериментам коллег, живущих «здесь и сейчас», легко принимающих решения и создающих собственные таланты, с которыми нам нужно общаться как с партнерами и брать с них пример. Чтобы коммуникация через 10 лет была эффективной, нам надо измениться самим. Вернее, не измениться, а стать такими, какими мы сами были в 15-18 лет. Если дополнить ту нашу жизнь гаджетами, онлайном и соцсетями, то беби-бумеры легко превратятся в поколение Z. Надо медленнее взрослеть, хотя бы в коммуникациях.

Наталья Громадских, директор IPRBelarus, MSSc