Открытое письмо Председателю Государственной Думы РФ В.В. Володину

21 Октября 2019, Понедельник

Уважаемый Вячеслав Викторович!
Внесение в Государственную Думу проекта федерального закона № 763517-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в статью 18 ФЗ «О персональных данных» сразу же вызвало повышенный и обострённый резонанс в нашей стране и за рубежом. Причина этого в том, что предложение ограничить до 20% иностранное владение информационными ресурсами, значимыми для информационной инфраструктуры Российской Федерации, оказывает регулирующее воздействие одновременно на несколько сфер жизнедеятельности.

Обеспокоенность выражают и представители деловых кругов, и представители гражданского общества. Свою точку зрения на инициативу высказали профессионалы как IT-сферы, так и масс-медиа. Члены Российской ассоциации по связям с общественностью, следуя своим профессиональным стандартам, отслеживают наиболее сложные и противоречивые моменты в общественной жизни. Резонансные инициативы в госрегулировании, затрагивающие репутационные аспекты, сказываются на динамике социально-экономического развития в не меньшей степени, чем макроэкономические факторы. Особенно, если речь идёт о новых динамично растущих секторах цифровой экономики, где основания и границы для интерпретации того, что прежде не было объектом нормативно-правового регулирования, только складываются.

Обвал акций одной из крупнейших российских ИТ-компании демонстрирует нашу правоту. «Яндекс» - один из брендов, представляющих современную Россию в мире.

С одной стороны, существующая концепция законодательной инициативы подрывает конкурентные позиции «национальных чемпионов» - немногочисленных российских инновационных компаний на глобальных рынках. С другой стороны, предлагаемый автором законопроекта подход, препятствует в условиях западных санкций трансферту в Россию высоких технологий.

Самое тревожное: инициативы подобного рода подрывают веру молодого поколения россиян в успешное и динамичное экономическое развитие России, способствуя тем самым оттоку из страны наиболее талантливых и перспективных специалистов.

Мы обобщили прозвучавшую в адрес законопроекта критику и полагаем, что её полноценный учёт повысит качество дальнейшей дискуссии.

Обращает на себя внимание размытость понятия в законопроекте «значимых информационных ресурсов», «использование которых предоставляет их владельцу возможность сбора информации о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации».

Из-за отсутствия ясных формулировок предложенной нормы, четких критериев и прозрачного порядка признания интернет ресурсов «значимыми», а также размытого перечня объектов значимых информационных ресурсов, таковыми могут быть признаны любой интернет-сайт с формой обратной связи, программное обеспечение и информационная система.

Это ставит под вопрос дальнейшее функционирование и эффективное развитие за счет привлечения иностранных инвестиций, технологий и инноваций широкого круга участников ИКТ-сферы и цифровой экономики России: интернет-компаний, банков, перевозчиков, поставщиков контента и информационных услуг, облачных провайдеров, операторов связи, сервисов телемедицины, площадок электронной коммерции и других компаний, оказывающих услуги в интернет-пространстве и с использованием ИКТ-технологий.

Всё отмеченное выше компрометирует усилия государства по обеспечению общественной безопасности в условиях сложной геополитической ситуации и роста террористической угрозы.

Мы призываем Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Роскомнадзор и др. дополнительно и оперативно обсудить с отраслевым и экспертным сообществом саму концепцию проекта федерального закона № 763517-7. Необходимо совместно выработать новый законопроект, который будет в большей степени отвечать интересам государства, общества, экономики и информационно-коммуникационной отрасли в том числе.

Президент РАСО С.А. Наумов

И члены Исполкома РАСО