Повторит ли «Восточное кольцо России» достижения Золотого кольца?

22 Апреля 2015, Среда

Автор: Шулаев Владислав Викторович, директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, сопредседатель комитета Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) по брендингу и продвижению территорий. Член Экспертного совета Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». В сфере связей с общественностью – с 1996 года. Автор ряда публикаций по теме коммуникационных технологий и продвижения территорий.

С тех пор, как в 1967 году журналистом «Советской культуры» Юрием Бычковым был изобретен маршрут Золотое кольцо, не повторяются попытки найти сопоставимый по успешности туристический проект. Коммуникационное агентство АГТ, оператор пресс-тура Ростуризма по достопримечательностям Камчатки, Бурятии, Якутии и Хабаровского края, предлагает оригинальный и перспективный способ включить «Восточное кольцо России» в список главных излюбленных мест путешественников.

«Восточное кольцо России» – межрегиональный трансграничный проект в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Он направлен на продвижение туристической привлекательности субъектов Дальневосточного федерального округа и части регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации.

«Восточное кольцо» рассматривается как основа формирования единого пространства и инструмент сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона – Монголией, Китаем, Японией, Южной Кореей. Основа проекта – природные, этнографические и культурные достопримечательности восточных территорий России.

Осенью 2014 года Федеральное агентство по туризму Министерства культуры Российской Федерации организовало пресс-тур по «Восточному кольцу России» для российских и иностранных журналистов. Маршрут пролегал по территории Республики Саха (Якутия), Бурятии, Камчатки и Хабаровского края. В каждом регионе «Восточного кольца» проходили встречи с руководителями профильных министерств и ведомств. Оператором пресс-тура выступило Коммуникационное агентство АГТ.

Пресс-тур включал восемь авиа- и два вертолетных перелета, шесть водных экскурсий, пять объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и более 50 исторических и культурных объектов. В общей сложности участники преодолели более 24 тыс. километров – и это сокращенный маршрут!.

Для участия в пресс-туре была сформирована команда из журналистов ведущих СМИ России и стран АТР: ИД «Собеседник», «Российская газета», «Вести.Туризм», RATA-News, Russia Travel, газеты «Жэньминь Жибао», «Кеэцзи Жибао» и «Асахи Симбун», туристические порталы КНР Partnery.cn и Russia-Online.cn, ИА «Арктика Инфо», ИА «PrimaMedia», ИА «APR Press», «Дальневосточный капитал», а также популярных travel-блогеров Ивана Дементиевского и Нияза Аксанова.

Пресс-тур начался «Бриллиантовой неделей» в Якутии. За шесть дней группа журналистов прошла весь «Алмазный путь» от спуска в шахту карьера «Интернациональный» в городе Мирном до огранки драгоценного камня. Участники посетили деловые и культурные мероприятия («Биржа контактов», «Бриллиантовый бал») и познакомилась с главными символами республики: Музеем мамонта, «Сокровищницей Якутии», природным парком «Ленские столбы» и древнейшим эпическим искусством Олонхо.

«Путешествие на другую планету» для журналистов организовал Камчатский край. Это второй регион маршрута пресс-тура. Насыщенная экскурсионная программа включала вертолетный обзор вулканов Камчатки южной части полуострова. Апогеем программы стало посещение Кроноцкого биосферного заповедника, территория которого включает Курильское озеро с крупнейшим нерестилищем нерки и популяцией бурых медведей, которые позволили сфотографировать себя с расстояния менее трех метров.

Объединяющей точкой маршрута «Восточного кольца» стали воздушные ворота Востока России – Хабаровск. На берегах Амура участники смогли перенестись на дюжину тысячелетий назад к древнейшим петроглифам Сикачи-Аляна.

Завершился пресс-тур на территории Бурятии. Солнечная страна у Байкала, самого крупного озера в мире, нетленное тело Хамбо Ламы в Иволгинском дацане – главном центре российского буддизма; национальные обряды староверов Забайкалья, включенные ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества, и другие «чудеса» ожидали участников пресс-тура за четыре дня пребывания в республике. Примечательно, что принимавший российских и зарубежных гостей главный отель столицы Бурятии – пятизвездочный «Мэргэн Батор» – в январском обновлении отельных рейтингов глобального портала TripAdvisor стал 23-м в номинации «25 лучших отелей России» и 11-м среди российских гостиниц класса «Люкс».

Итогами пресс-тура стали многочисленные публикации, фоторепортажи и самостоятельные туристские проекты.

Для интернет-источников с аудиторией 120 тыс. пользователей в сутки и СМИ с печатным тиражом свыше 15 млн экземпляров были подготовлены более 140 авторских материалов, 1500 фотографий и два десятка видеороликов. Кроме того, итогом пресс-тура стал большой массив фактической информации, который продолжается анализироваться.

Пресс-тур наглядно показал колоссальный туристический потенциал Восточной России и высокую отдачу от включения журналистов в процесс разработки бренда территории, ее туристического позиционирования и выявления наиболее ярких маршрутов.

Некоторые участники в ходе пресс-тура четырежды побывали в Хабаровске – воздушных воротах в мир дальневосточных сказок.

В целом пресс-тур по «Восточному кольцу России» подтвердил жизнеспособность существующих позиционирований и метафор регионов:

  • КАМЧАТКА – «Путешествие на другую планету», «Край земли», «Огненный край»
  • БУРЯТИЯ – «Солнечная страна у Байкала», «Центр российского буддизма»
  • БУРЯТИЯ – «Солнечная страна у Байкала», «Центр российского буддизма»
  • РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) – «Тепло якутского холода», «Земля Олонхо», «Алмазный край», «Экзотичность во всем»
  • ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ – «Восточные ворота России», «Ближняя Европа» (для стран Северо-Восточной Азии).

При этом пока не сформирован единый проект, способствующий совместному продвижению регионов-участников проекта. Такая разработка, на наш взгляд, требует дополнительного исследования и поиска других форматов продвижения бренда Восточной России – Дальнего Востока и Забайкалья. Однако уже сейчас по итогам пресс-тура можно сделать предложение, в самое ближайшее время способствующее развитию и коммуникационному продвижению проекта: «ВОСТОЧНОЕ КОЛЬЦО» – КОЛЬЦО СОБЫТИЙ.

Уже сегодня может быть сформирован единый календарь важнейших событий и ежегодных дат регионов «Восточного кольца». Кольцо событий может создать эстафету, когда каждое проходящее мероприятие анонсирует ближайшие следующие и все кольцо в целом. Кроме того, это отличная основа для создания сайта «Восточного кольца». Например, в летнюю часть этого кольца событий могут быть включены следующие мероприятия:

  • Сурхарбан (Бурятия)
  • Фестиваль «Ночь Ёхора» (Бурятия)
  • Фестиваль «Голос Кочевников» (Бурятия)
  • Фестиваль «Сохраним Лосося вместе» (Камчатка)
  • День вулкана (Камчатка)
  • День Лены (Якутия)
  • Национальный праздник «Ысыах» (Якутия)
  • Дни туризма (Камчатка)
  • Фестиваль творчества коренных народов Севера «Аист над Амуром» (Хабаровский край)

При этом «Восточное кольцо» может стать маршрутом, сопоставимым с Золотым кольцом по интенсивности туристических потоков тогда, когда частные летательные средства будут столь же доступны и удобны в передвижении с местами посадки в ключевых точках Восточной России, как частные автомобили в прилегающих к Москве регионах в 1967 году. А пока не менее важно, пожалуй, развивать туристические маршруты и бренды отдельных территорий ДФО и СФО, тем более что с коммуникационной точки зрения, продвижение этих территорий – только в самом начале.