Коммуникации в IT-отрасли – исследование РАСО

01 Ноября 2018, Четверг

Развитие цифровой экономики прочно вошло в число основных приоритетов государственной политики России. Вектор на цифровизацию приводит к заметному росту общественного внимания к отрасли IT и новейшим разработками в этой сфере. Влияет ли это на уровень доверия к крупным IT-компаниям, работающим на отечественном рынке, и меняется ли их позиционирование в условиях новой экономической реальности?

Российская Ассоциация по связям с общественностью провела анонимное исследование, посвященное оценке текущей ситуации в IT-отрасли, а также возможных публичных ролей IT игроков в новой экономике.

Примечательно, что в числе крупнейших российских IT-компаний наряду с Яндекс, Mail.Ru Group, Лабораторией Касперского и другими традиционными игроками респонденты называют также Сбертех (подразделение Сбербанка) и Альфабанк. Само понятие IT-компании трансформируется – с одной стороны, традиционные IT-игроки выходят в потребительский сегмент (такси, доставка еды и пр.), с другой – все больше компаний из других отраслей внедряют IT-технологии в свой бизнес, начинают оперировать большими данными.

«На сегодняшний день практически любая корпорация с большим объемом данных потребителей становится IT-компанией, будь то банк или страховая компания», – считает эксперт рынка.

Участники исследования отмечают рост общественного интереса к деятельности IT-компаний и одновременно рост числа публичных претензий к ним, что вызвано, с одной стороны, усиливающимся проникновением IT-технологий в повседневную жизнь людей, а с другой – рядом историй, связанных с утечкой пользовательских данных.

Журналист: «IT компании начали идти в потребительский сегмент, начали общаться с потребителями не только как производители программного обеспечения, а как компании, которые предоставляют услуги. Там, где дело доходит до общения между людьми, между тем, кто предоставляет услугу и клиентом – неизбежно возникают конфликты, трения, и прочее».

Также респонденты отмечают, что увеличение числа претензий может быть вызвано распространением социальных сетей, которые дают возможность любому человеку высказаться и оставить отзыв о работе той или иной компании или сервиса.

«С появлением социальных сетей стало возможно выражать претензию. Сами компании стали на них реагировать и поэтому заработал механизм претензий. Таким образом, наличие претензий становится более заметным», – считает эксперт.

Большинство респондентов отмечает, что меняется роль IT-компаний в обсуждении общественно-значимых вопросов в связи с курсом на цифровизацию экономики.

Представитель регуляторов: «Постоянно сталкиваемся с IT-компаниями в своей профессиональной деятельности. Если раньше мы встречались только на узкоотраслевых встречах, то в последние два года представителей IT-компаний приглашают на публичные конференции, встречи широкого формата. Ни один экономический или юридический форум без них не обходится».

Эксперт: «Роль IT-компаний растет, потому что именно эти компании начинают доминировать над классическими сырьевыми компаниями».

Эксперт: «IT-компания, как владеющая передовыми знаниями, является грамотным учителем, который проведет общество через процесс цифровизации».

В то же время часть респондентов считает иначе.

Представитель регуляторов: «У меня, к сожалению, пока нет однозначного ответа на этот вопрос. Дело в том, что сейчас всё больше и больше вырастает роль не столько чисто айтишных компаний, сколько компаний, которые являются инновационными. И у меня есть подозрение, что со временем эти выделенные компании либо будут вынуждены уходить в глубокую специализацию – именно ту специализацию, которая не под силу по разным причинам компаниям любых других рынков –, либо они будут, к сожалению, свою деятельность сворачивать. С точки зрения цифры, скорее всего, будет возрастать не роль специализированной компании, а роль диджитилизаторов-цифровизаторов внутри самих инновационных современных компаний».

Эксперт: «Такой курс обозначен и, наверное, компании хотели бы, чтобы так происходило – но пока практика не соответствует заявлениям; в реальности, по крайней мере в России, я не вижу этого».

В условиях происходящих изменений особую значимость приобретает публичная коммуникация IT-компаний, оперативность и грамотность работы их пресс-служб.

Опрошенные журналисты отмечают, что за прошедший год они чаще всего взаимодействовали с компаниями-лидерами российского рынка – Яндекс и Mail.Ru Group. Пресс-службы обеих компаний высоко оцениваются респондентами по критериям оперативности взаимодействия, содержательности предоставляемой информации и пользы для подготовки новостей и прочих материалов для публикации. Вместе с тем, четверть опрошенных отмечает недостаточную скорость реагирования компаний на информационные кризисы.

Важную роль в коммуникациях будет играть публичный образ руководителя – 66% респондентов считают, что он оказывает влияние на восприятие и имидж IT-компании.

По оценкам опрошенных, в ТОП-5 самых известных лидеров российских IT-компаний сейчас входят Аркадий Волож, Дмитрий Гришин, Борис Добродеев, Александр Мамут, Евгений Касперский.

В целом же, для успеха IT-компании, по мнению опрошенных аудиторий, прежде всего важны следующие факторы: наличие интересных технологий, стабильность компании, условия труда сотрудников, наличие инновационных проектов.

Похожие критерии необходимы для построения идеального HR бренда в IT-отрасли. Профильные HR специалисты выделяют как наиболее значимые: продукты компании (насколько они качественны, востребованы, насколько они на слуху), технологии, инновационность, отношение к сотрудникам и условия труда, возможности для профессионального развития. Репутация бренда, внутренняя атмосфера в компании и участие в отраслевых мероприятиях также важны, но о них говорит только четверть опрошенных.

В то же время, при выборе компании в качестве инвестиционного партнера, по мнению представителей венчурного сообщества, приобретают значение другие факторы: предыдущий опыт работы с компанией – личный или коллег по цеху, репутация компании и ее неафиллированность с государством, экономическая рациональность и уровень управленческих процессов – насколько быстро, насколько гибко в компании принимаются решения.

В целом исследование показало, что важность коммуникаций для игроков IT-отрасли растет пропорционально их значимости в экономике, и в дальнейшем IT-компании будут все больше участвовать в общественном диалоге. При этом им придется конкурировать с компаниями других секторов, не относящимися изначально к IT, но внедрившими и использующими IT-технологии в своей деятельности. IT-компании больше не могут оставаться исключительно в рамках отраслевой повестки. И даже тем, кто не работает напрямую с потребителями, необходимо уделять все большее внимание коммуникациям, так как от этого зависит их место на новом цифровизированном рынке.

Исследование проводилось методом полуформализованных личных интервью. В опросе приняли участие 79 человек, среди которых журналисты, эксперты отрасли, представители регулирующих органов, инвестиционные аналитики, представители венчурного сообщества, клиенты и партнеры IT-компаний, HR специалисты в области IT.