Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны в России

26 Октября 2018, Пятница

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» выпустил доклад «Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны в России», посвящённый рискам для политической системы и возможным сценариям перезагрузки партийной системы накануне формирования «транзитной Госдумы» 2021 года.

Доклад целиком можно прочитать здесь: http://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/AntiEliteMC.pdf

Резюме доклада «Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны в России»

1. Единый день голосования в сентябре 2018 года в регионах России показал, что Российская Федерация оказалась в условиях новой политической реальности. Мы столкнулись с Брекзит-эффектом – когда ранее эффективно работавшая коммуникационная стратегия власти начала давать сбои.

2. Антиэлитные настроения в России – это часть антиистеблишментной волны, которая сегодня является проблемой для сложившейся системы элит в разных странах мира. Эксперты сходятся во мнении, что эта волна вызвана мировым финансовым кризисом 2008 года. Антиистеблишментная волна усиливается эффектами стагнации доходов среднего класса и окончания периода роста мировой торговли.

3. Как результат отрыва правых и левых партий от своих традиционных избирателей, появились электоральные ниши, ранее казавшиеся полностью закрытыми массовыми партиями XX века. Возникшие альтернативные партии крайне сложно причислить к какому-либо варианту традиционной политической идеологии. В сфере экономики новые партии и движения заменяют традиционный для центристских сил экономоцентризм политики прямым обращением к чаяниям людей — популизмом. Главные характеристики новых популистов: в экономике они делают ставку на перераспределение, в мобилизации сторонников — на образ врага, в идеологической повестке — на антиглобализм и антиэлитизм.

4. Борьба между системными и антисистемными политическими силами разворачивается в новом информационном пространстве, где царят «четыре всадника информационного Апокалипсиса»: информационный фастфуд (постоянное потребление которого снижает у избирателей критичность к поступающей информации), постправда (когда для участников политического противостояния важно подтверждение своей правоты, а не объективная информация), fake news и «Большой брат» (новые форматы цензуры, осуществляемые глобальными коммуникационными платформами, использование big data и микротаргетинга). Эти информационные феномены способствуют радикализации участников политического противостояния и в длительной перспективе играют на руку популистским политическим силам.

5. О запросе в России на новую антиистеблишментную политическую силу говорят данные социологических опросов: 42% опрошенных не смогли назвать партию, которая выражает их интересы (опрос НИИСОЦУ РАНХиГС, по опросу НАРИ - 62 %). В восприятии партийной системы сильно преобладают негативные чувства - 72%. Примерно четверть опрошенных (28%) разделяют мнение о том, что партии выражают в первую очередь интересы богатых людей, олигархов; на втором месте власть, руководство страны (17%), на третьем партийные лидеры (12%). В этой связи можно предположить, что новая партия для мобилизации поддержки граждан должна быть классической популистской, с упором на антиэлитный дискурс и харизму лидеров, обладающих «новой искренностью». Пятая часть опрошенных так или иначе отметила, что «народная» партия должна выдвигать на выборы простых людей (21%), быть созданной по инициативе простых людей (20%). 17% респондентов считает, что такой партии стоит сосредоточиться на борьбе с правительством, чиновниками. Еще 15% категорично отметили, что в рядах сторонников такой партии не должно быть олигархов и чиновников.

6. Поскольку ЛДПР и КПРФ значительной частью населения воспринимаются как часть правящего истеблишмента, эти партии не могут претендовать на то, чтобы перехватить весь существующий протестный электорат.

7. В мире накоплен большой опыт технологий борьбы истеблишмента с «драконом популизма». Можно выделить 7 базовых приемов - «обрезать когти и крылья», «инициировать лобовое столкновение», «напугать драконом», «накормить дракона», «создать много маленьких драконов», «самому стать драконом», «вырастить своего дракона».

8. Применительно к стратегиям моделирования «транзитной Госдумы» 2021 года, которая должна стать одним из инструментов обеспечения стабильного транзита власти в 2024 году, в той или иной форме могут быть использованы практически все из этих приемов. Малопродуктивными представляются сценарии «лобовое столкновение» и «напугать драконом». Крайне сложным в реализации и ограниченным по эффективности можно назвать сценарий «самому стать драконом», учитывая длительный период нахождения у власти путинского «Политбюро 2.0» и связанной с ним элиты. Хотя использование элементов популистской риторики, особенно на региональном уровне в случае прихода новых руководителей, и является сегодня необходимым элементом эффективной политики. Сценарий «обрезать дракону когти и крылья» влечет за собой риск перехода накопившегося протеста в неэлекторальную плоскость. Высоким технологическим потенциалом обладает комбинация технологий перехвата популистской риторики - как вариант, в сочетании с ребрендингом «партии власти» («самому стать драконом»), размыванием оппозиционного политического поля («много маленьких драконов») и возникновением партнерского левопопулистского проекта («вырастить своего дракона»). Подобного рода сценарии могут быть реализованы, в частности, при изменении законодательства о выборах в части возвращения в бюллетень избирательных блоков. Это позволит осуществить ребрендинг «партии власти» и быстрое формирование партнерского левопопулистского проекта по модели «Родина-2003». Еще один из реалистичных сценариев – перезапуск находящейся в кризисе партии «Справедливая Россия» в новом качестве – как антиистеблишментного проекта.

9. Если ничего не менять, то мы приходим к инерционному сценарию. В его рамках медленное угасание парламентских партий и закрытые возможности для старта новых проектов могут привести к тому, что в Госдуме 2021 года произойдет серьезная потеря мандатов «партии власти», которая будет вынуждена вступить в формальную коалицию с кем-то из системных сил (вероятно, ЛДПР) – т.е., «накормить дракона». Более жесткий сценарий предполагает, что из-за деградации политического предложения, электоральные способы выпуска пара будут исчерпаны и, на фоне существования непопулярной и невлиятельной «транзитной Думы», произойдет переход к неэлекторальным формам политической борьбы.

Публикации о докладе:
https://www.kommersant.ru/doc/3780612
https://www.vedomosti.ru/…/784750-rossii-nuzhna-novaya-leva…
https://www.rbc.ru/polit…/…/10/2018/5bd1f6069a7947c8febd1563
https://www.znak.com/…/razocharovanie_naseleniya_i_ugroza_r…
https://newdaynews.ru/moskow/648132.html
https://www.gazeta.ru/politics/2018/10/25_a_12035701.shtml…