Итоги переписи специалистов по связям с общественностью ДФО представили в профессиональный праздник

27 Июля 2018, Пятница

28 июля в России празднуется день PR-специалиста. Профессиональные дальневосточные сообщества практиков, Дальневосточная гильдия работников пресс-служб (г. Владивосток) и Дальневосточная школа PR (г. Хабаровск), в течение полугода проводили перепись специалистов в области общественных связей ДФО. Цель – оценить емкость рынка кадров, узнать уровень и сложность выполняемых задач сотрудниками пресс-служб и PR-отделов, определить перспективы развития профессиональной отрасли на территории Тихоокеанской России.

В исследовании приняли участие PR-специалисты, пресс-секретари, директора информационных департаментов и пресс-служб Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Сахалинской области, Республики Саха (Якутия). Согласно данным, только 24% из практикующих PR-специалистов ДФО имеют профильное высшее образование. В профессии также смогли найти себя журналисты (19%), филологи (11%). Среди практиков в области PR в дальневосточных городах можно встретить экономиста, учителя, политолога, менеджера. При этом 66% практиков, не имеющих профобразования, проходили различные курсы, семинары, тренинги по темам PR.

По мнению заведующей кафедрой «Реклама и связи с общественностью» Тихоокеанского государственного университета, к.с.н. Юлии Маркиной невысокий процент с базовым образованием в данном исследовании не удивителен: «Результаты переписи отражают реальную картину PR-отрасли на Дальнем Востоке, где подготовка профессиональных кадров в вузах ведётся не так давно. Так, в частности, только на территории Хабаровского края первый выпуск PR-специалистов состоялся 10 лет назад. При этом 30% респондентов имеют стаж свыше 10 лет.»

Согласно исследованию, стаж работы большинства практиков в сфере общественных связей Дальнего Востока составляет до 10 лет (57%). Свыше 10 лет трудится 30% респондентов, свыше 20 лет – 13%.

Большинство пресс-служб и PR-отделов (50%) включает от двух до пяти сотрудников. На крупных предприятиях функционируют информационные департаменты, в состав которых входят свыше шести (11%) и 11-ти человек (10%). При этом в одиночестве выполняют профессиональные задачи порядка 29% респондентов. Любопытно, что количество задач прямо не пропорционально количеству сотрудников в отделах. Наоборот, сотрудники, которые индивидуально выполняют задачи по построению имиджа компании, отмечают большее количество направлений деятельности.

Что касается профессиональных задач, то 100% практиков к основным направлениям деятельности пресс-служб и PR-отделов относят стратегическое планирование, взаимодействие со СМИ, организацию различного рода мероприятий, написание речей руководителям организаций. 74% сотрудников занимаются SMM-продвижением, почти половина опрошенных (46%) совмещают ведение PR и рекламных кампаний. Аналитикой занимаются лишь 54% респондентов.

94% респондентов посещают встречи профильных сообществ, становятся участниками крупных профессиональных проектов, таких как Медиа Саммит (Владивосток), Дни PR (Хабаровск, Петропавловск-Камчатский), Дальневосточный медиафорум (Хабаровск), Международный медиафорум российских островов «Сахалин и Курилы» (Южно-Сахалинск). 40% хоть раз становились победителями или лауреатами профессиональных конкурсов.

Одной из важных целей проведения исследования было определить, насколько практики Дальнего Востока нуждаются в профессиональных ассоциациях. Результаты показывают, что 80% специалистов в области коммуникаций не состоят в какой-либо ассоциации, при этом из них 100% хотят стать частью коллектива единомышленников и войти в Российскую ассоциацию по связям с общественностью, Дальневосточную школу PR или Дальневосточную гильдию работников пресс-служб.

«Результаты переписи еще будут дополнительно анализироваться и сопоставляться с данными подобных исследований, проводимых в других регионах России. Но уже сейчас можно сказать, что рынок PR ДФО достаточно молод, четко видна потребность у практиков в профессиональном развитии, в чем могут быть полезны ассоциации. И, увы, сохраняется факт, что сотрудники пресс-службы – многостаночники», – отметила одна из инициаторов проведения исследования, руководитель PR-сообщества Хабаровского края – Дальневосточной школы PR Яна Пестова.

В ТОП-3 основных информационных ресурсов, где практики-дальневосточники черпают профессиональную информацию, вошли онлайн ресурсы журнала «Пресс-служба» (22%), портал mediabitch.ru (17%) и сайт Российской ассоциации по связям с общественностью www.raso.ru (16%).

«Задумывая перепись, мы рассчитывали получить не просто статистические данные, но и практический результат. Полученные результаты будут полезны, в том числе и для высших учебных заведений региона, где готовят специалистов общественных связей. Ведущую роль в обеспечении кадрами нашей отрасли играют Дальневосточный федеральный университет и Тихоокеанский государственный университет, которым стоит внимательно присмотреться к портрету среднестатистического дальневосточного пиарщики. Со своей стороны готовы сформулировать предложения по корректировке и усилению реализуемых университетами образовательных программ», - прокомментировал председатель Дальневосточной гильдии работников пресс-служб Алексей Магаляс.