Февральские тезисы о судьбах политического консультирования в России

24 Февраля 2018, Суббота

Евгений Минченко, вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью (РАСО), председатель комитета по политическим технологиям.

Стало модным говорить о кризисе профессии политического консультанта в России.

Сторонники этой точки зрения исходят из того, что пространство для политического консультирования в стране резко сузилось. Факторы, которые влияют на это:

  • Высокий рейтинг Владимира Путина, дающий серьезный гандикап «партии власти» на выборах всех уровней;
  • Наличие административной политической вертикали (от Администрации Президента РФ до политических вице-губернаторов), которая взяла на себя роль основного координатора политического процесса;
  • Ужесточение позиции силовых структур относительно политических процессов – риски уголовных дел, сокращение наличного денежного оборота и возможностей привлечения «серых» бюджетов;
  • Монополизация высокобюджетных политических проектов крупными PR-корпорациями, которые работают с большими «белыми» бюджетами и аффилированы с теми или иными членами и кандидатами в члены Политбюро 2.0;
  • «Партизация» профессия – переход от модели рынка политконсалтинговых компаний и специалистов к рынку политтехнологов in house, которые сидят на зарплатах в партийных структурах и фактически связывают себя чуть ли пожизненным контрактом с конкретной политической силой.

Это правда, но далеко не вся. Стоит учесть ряд также важных факторов:

1. Высокий рейтинг любого политика не является константой, равно как и коэффициент конвертации в рейтинги его сторонников на местах. Антиистеблишментная волна уже докатилась до России, и ее пик еще впереди. Чем дальше, тем чаще мы будет сталкиваться с «брекзит-эффектом». А это значит, что, как власти, так и ее оппонентам, понадобятся компетенции специалистов по антикризису;

2. Администрирование политических процессов из единого центра затруднено ростом внутриэлитной конкуренции и влиянием силовиков. Достаточно вспомнить, сколько за последнее время мы видели «посадок» губернаторов и вице-губернаторов, связанных с выборами;

3. Конкуренция за ресурсы между членами Политбюро 2.0 и региональными элитами в условиях сокращения ресурсной базы будет только нарастать. И роль апелляции к общественному мнению в этой борьбе тоже вырастет. Услуги политконсультантов понадобятся, причем всё чаще они будут нужны не на выборах, а в межвыборный период. Собственно, это уже происходит;

4. Изменение структуры потребления информации элитами, обществом и избирателями делает «входной билет» на рынок трансляции сигнала значительно более дешевым. Мы видимо это на примере всплеска популярности Youtube-видео, telegram-каналов и мессенджеров как способов коммуникации. Значит, возрастает значимость креатива и способности консультантов производить привлекательное и интересное содержание, вирусный контент;

5. Мода на "новую искренность" предъявляет принципиально иные, гораздо более высокие требования к коммуникативному мастерству политиков. А совершенствовать это мастерство невозможно без привлечения профессионалов;

6. Политконсультирование, как и многие другие виды деятельности, будет приобретать гибридный характер. Возможные формы экспансии: лоббизм, отраслевая экспертиза, новые исследовательские технологии, новые технологии генерирования и трансляции сигнала, работа с big data, «фабрики мнений и говорящих голов», разрешение политических и бизнес-конфликтов, коалиционный консалтинг, персональное обучение политиков и их персонала.

В связи с этим от всей души поздравляют уважаемых коллег с профессиональным праздником, желаю самосовершенствоваться, находить новые пути и технологии!