Танцы против пафоса

24 Января 2018, Среда

Общественные коммуникации становятся индикатором и источником социальных перемен. Это очевидно. Что показывает вошедший в повестку последних дней флешмоб в защиту ульяновских курсантов? Вот несколько позиций членов РАСО.

Алексей Фирсов

Я оцениваю это как конфликт культур. Особенность нашей ситуации в том, что при отсутствии нормальных инструментов общественной дискуссии самые неожиданные и часто периферийные события становятся точками консолидации довольно весомых смыслов. Они (события) начинают притягивать к себе активных граждан с определённой позицией, потому что системных «магнитов» не существует. В итоге флешмоб стал формой демонстрации того, что тяжёлые идеологические конструкции, которые продвигает ТВ, государственная киноиндустрия, официальная риторика, не вписываются в сознание определённого слоя. Но что можно противопоставить этим глыбам? Встречный пафос? Он многим неинтересен. Оставим пафос политической оппозиции. Только одно. Иронию. Карнавал. Стеб. Ирония срезает всю эту серьёзность, как острая коса осоку. Поэтому мы встретились с феноменом карнавальной культуры по Бахтину.

Юлия Грязнова

Во-первых, мы видим, что сегодня, чтобы выразить протест, организовать «демонстрацию» не обязательно выходить на улицу, можно выйти в соцсеть. И даже эффективнее – демонстрацию увидят только те, кто случайно пройдут в это время по улице, эффект от поста или ролика, размещенного в интернете в то время, как этот пост находится в повестке, будет в тысячи раз эффективнее: и увидят больше, и появится вирусный эффект, и будем честными, после такой массовой поддержки уже непонятно, наказывать ли курсантов? Если наказать их, то надо наказывать и всех других студентов, которые их поддержали?

Во-вторых, кажется, впервые молодое поколение обрело для себя явно работающий формат предъявления себя, как социальной группы, как группы со своими ценностями и интересами, остальному обществу. Думаю, что аналогичные истории нас еще ждут впереди. Ну, а более старшие поколения получили возможность увидеть репрезентативно «племя младое и незнакомое».

В-третьих, искусство, как способ выражения и репрезентации – отличная вещь. И его в социальных коммуникациях тоже будет больше. Готовимся.

Ярослав Мешалкин

Это ярчайшее доказательство того, что выносить (или не выносить) проблему в публичное поле нужно с умом. Если ваш ребёнок плохо себя ведёт – вы же не высовываетесь в окно и не кричите, что сейчас его прибьёте. А если уж вы так поступили – не обижайтесь, что против вас ополчился весь двор, ведь вы намного сильнее и выглядите глупо.

Второй очевидный аспект ситуации – эффективность новых (хотя какие они уже новые) каналов и форматов коммуникации. Поддержку или осуждение теперь выказывать гораздо проще и интереснее, чем это было 10-20 лет назад. Что ставит корпоративных и политических экспертов по коммуникациям перед вполне определёнными вызовами.

Ксения Трифонова

Вообще, если пойти в Youtube, то там можно встретить множество примеров подобного самовыражения молодых людей. Удивление вызывает острая реакция высокопоставленных мужей на шалость, по сути, мальчишек. Такая реакция лишь в очередной раз подчеркивает идеологическую слабость позиции официальных лиц от образования, а последовавший за перформансом ульяновских курсантов флешмоб подтверждает, что общество устаёт от пафоса великих миссий и общественного долга. Людям просто хочется just to have fun. Хотя бы иногда.