Россия vs Европа: итоги онлайн презентации отчета Еuropean Communication Monitor 2020 в Брюсселе

04 июня 2020, Четверг

29 мая на виртуальном мероприятии, организованном Европейской ассоциацией директоров по коммуникациям (EACD) в Брюсселе были презентованы результаты исследования актуальной коммуникации European Communication Monitor 2020. В этом году в крупнейшего в мире исследовании профессиональной коммуникации приняли участие более 2300 респондентов - специалистов в области связей с общественностью из 44 европейских стран, в том числе России.


Отечественную индустрию PR в этом исследовании представляли, в том числе, практики Российской ассоциации по связям с общественностью и Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Всего национальное представительство European Communication Monitor в России, которое работает на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова, распространило более 600 анкет.

В этом году основными темами опроса стали проблемы этики, гендерное неравенство, применения технологий и проблемы освоения будущих компетенций.

Исследование продемонстрировало значительные различия между странами и типами организаций в развитии PR. Российские практики в целом находятся в русле ведущих европейских индустрий.

В итоговом отчете отмечено, что навыки, знания и личные качества приводят к расширению компетенций, которые были определены как движущие силы успеха для профи. Актуальными названы, например, навыки управления и аналитика и обработка Big Data.

Почти половина респондентов (43%) согласны с тем, что компетенции интенсивно обсуждаются в их стране, подчеркивая важность для коммуникаторов в Европе в целом. Большинство практиков (81%) верят в необходимость постоянного повышения компетенций. 69% практиков считают, что технологическая компетентность важна, но лишь немногие считают, что обладают высоким уровнем компетенции в этой области. Несмотря на то, что data-аналитика является важным навыком для всех коммуникаторов, отсутствие компетенций в этой области особенно заметно на всех уровнях: 51% коммуникаторов недостаточно квалифицированы в этой ключевой области.

Исследование было проведено командой известных профессоров коммуникации из европейских университетов.

Ким Ларсен, глава группы по связям с общественностью, брендингу и маркетингу в Danske Bank и исполняющий обязанности президента Европейской ассоциации директоров по коммуникациям, отметил: «Во времена радикальных срывов и неопределенности всем становится очевидно, что как коммуникаторы мы играем важную роль, чтобы помочь выявить нужные факты, содействовать диалогу и создать общие смыслы, что позволит людям, сообществам и организациям реагировать на кризис и настойчиво двигаться вперед. Мы рады представить этот отчет, совместный проект с EUPRERA, который ведем на протяжении более десяти лет. Он дает возможность лучше увидеть некоторые ключевые проблемы и возможности, с которыми мы сталкиваемся как коммуникаторы».

Президент РАСО, профессор НИУ «ВШЭ» Станислав Наумов от лица Российской ассоциации по связям с общественностью, объединяющей несколько сотен PR-специалистов, поблагодарил организаторов этого крупнейшего транснационального исследования за возможность принять в нем участие и внести свой вклад в общий результат. «В современном мире происходит цифровая трансформация не только различных отраслей экономики, но и общественных отношений. Результаты опроса ясно свидетельствуют о том, что развитие каналов коммуникаций в плане их цифровизации приводит к появлению сложных этических проблем, возникновению «цифровой этики», а применение инновационных технологий требуют от специалистов отрасли все большего развития их содержательных и инструментальных компетенций. Причем такие темы характерны в равной степени как для России, так и для европейских стран.

Для преодоления существующих разрывов и повышения уровня знаний и компетенций важно развитие сотрудничества специалистов-практиков с вузами, которые готовят будущих участников рынка, интеграция лучших практик в учебные программы и российских, и зарубежных университетов. Важным также представляется развитие межстранового обмена, как в рамках Большой Евразии, так и со странами ЕС, формирование общего информационного поля, отработка единых профессиональных стандартов.

В новых условиях возрастает роль профессиональных сообществ. Наша Ассоциация, которая в следующем году отметит свое 30-летие, принимает активное участие в подготовке будущих специалистов, ее члены преподают в ведущих вузах страны, участвуют в разработке образовательных программ. Особое внимание направлено на разработку и внедрение профессионального стандарта специалиста по связям с общественностью. Подобные исследования позволяют еще точнее увидеть динамику основных трендов в области коммуникаций, задают ориентиры для новых точек профессионального роста».

Национальный представитель European Communication Monitor в России профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, директор образовательных и научных программ Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» Марина Шилина отметила, что в условиях фонового COVID-кризиса задачей исследования в этом году должно стать выявление компетенций, которые помогут выстроить эффективные внутрикорпоративные коммуникации в условиях, когда команда должна работать вместе - и при этом сохранять дистанцию. «Нам необходимо более масштабное участие профи в исследовании, чтобы представить европейскому профессиональному и академическому сообществу максимально полное представление о российском PR», — отметила она.

Проект «Европейский коммуникационный монитор» возглавляют профессора из известных университетов под эгидой Европейской ассоциации образования и исследований в области связей с общественностью (EUPRERA) совместно с Европейской ассоциацией директоров по коммуникациям (EACD) при поддержке Cision Insights, Fink & Fuchs, журнала Communication Director.

Полный отчет доступен бесплатно на www.communicationmonitor.eu